КРОК: Экскурсии в виртуальную реальность

Компания КРОК – одна из крупнейших и успешных российских ИТ-компаний, история которой началась еще в 1992 году. Сегодня компания входит в число лидеров рынка системной, сетевой интеграции и ИТ-услуг. С 2002 года (по данным аналитической компании IDC), занимает топовые места в рейтингах компаний, занимающихся внедрением инфраструктурных, инженерных систем, бизнес-приложений корпоративного класса.

На вопросы DA!Fest о компании отвечает Павел Почтеннов, директор Центра 3D-решений компании КРОК.
DA!: Какими собственными разработками, уникальными проектами и решениями на сегодняшний день по праву может гордиться ваша компания?
П.П.:
Портфель услуг КРОК максимально разнообразен. Компания строит и модернизирует корпоративные информационные системы и ситуационные центры, разрабатывает и внедряет бизнес-приложения, системы информационной безопасности, системы промышленной автоматизации, модернизирует программную инфраструктуру заказчиков; создает центры обработки и хранения данных, телекоммуникационные инфраструктуры, системы видеоконференцсвязи и контакт-центры; внедряет автоматизированные инженерные системы зданий, а также технологии информационного моделирования зданий и объектов инфраструктуры; оказывает комплексный сервис и техническую поддержку информационных, вычислительных, телекоммуникационных и инженерных систем. Специалисты компании также занимаются разработкой собственного ПО и аппаратных систем. В качестве примеров этого можно привести создание для Центризбиркома ГАС «Выборы» — автоматизированной системы, использованной для обработки результатов голосования граждан, специализированных автоматизированных систем для судебной системы, медицинских организаций, вузов; разработку собственных комплексов для резервного копирования (CrocApp) и программно-аппаратных комплексов, в основе которых лежат исключительно российские ИТ-продукты. Нашим достижением считаем также развитие Центра3D-решений КРОК, представляющего собой комплекс из демонстрационной площадки с двумя десятками систем, школой для разработчиков и лаборатории. Последняя интересна тем, что именно в ней наши инженеры, обладающие уникальными для России навыками и специализациями, готовят контент для систем виртуальной реальности. Этот контент мы создаем для крупных российских вузов, энергетических компаний, других государственных и коммерческих организаций.

DA!: Павел, расскажите о проектах
компании, связанных с применением 3D-технологий в архитектуре, дизайне и строительстве? Какие технологии и оборудование вы для этого используете и какие задачи позволяют решать подобные проекты?
П.П.:
Отвечая на этот вопрос, корректнее всего было бы говорить о технологиях виртуальной реальности. Они позволяют с помощью специального оборудования и предустановленного ПО рассматривать различные объекты, будь то спроектированное, но еще не построенное здание или объект в труднодоступном месте, например, на крайнем севере в трехмерном пространстве с эффектом полного погружения. Наш мозг начинает воспринимать такие объекты как абсолютно реальные вещи, строения или явления. Настолько, что если вы виртуально «прокатитесь» в 3D-кубе на американских горках, у вас появится головокружение.

В качестве аппаратных компонентов для технологий виртуальной реальности мы используем различное оборудование, причем часть его иностранного производства, а некоторые решения — российские разработки. Системы могут быть как индивидуального использования, рассчитанные на одного человека, так и коллективные — для проведения массовых лекций и обучающих мероприятий с большим количеством участников. Ключевое значение для систем виртуальной реальности имеет контент. В его основе могут быть выгрузки макетов из различных программ проектирования, но их требуется «доводить до ума» для полноценной работы в системах, и это нетривиальная задача. Поэтому сегодня мы большое внимание уделяем развитию экспертизы по разработке контента, привлекаем молодых специалистов в свою команду, обучаем их, помогаем заказчикам в создании интерактивного контента.

Сфера применения и решаемые системами виртуальной реальности задачи крайне разнообразны. В строительстве и архитектуре данные решения позволяют еще на этапе проектов предотвратить серьезные ошибки, которые могут существенно усложнить эксплуатацию зданий и сооружений; привлечь финансирование за счет более наглядной и привлекательной формы презентации проектов, помочь принять правильное решение на этапе строительства и подготовить эксплуатационный персонал до сдачи проекта. В вузах системы дают возможность существенно повысить эффективность образовательного процесса, смотивировать школьников и студентов на более внимательное отношение к учебе, повысить рейтинг вуза за счет технической оснащенности. Большой потенциал решений виртуальной реальности, в том числе в целях импортозамещения, мы видим в промышленности, энергетике и машиностроении. Например, благодаря нашему проекту оснащения лаборатории 3D-контента Московский энергетический институт теперь эффективнее проводит научные расчеты для создания уникальных газотурбинных установок. А МГСУ получил инструмент визуализировать результат их проектирования для особо опасных или значимых проектов. Виртуальная реальность также помогает службам чрезвычайного реагирования отрабатывать действия абсолютно безопасно для персонала, используя максимально детализированные и предельно реалистичные объекты в виртуальной среде. Одним словом, сложно чем-либо ограничить применение технологии, ее значение велико для многих отраслей экономики.

Кроме того, инструменты 3D-визуализации объектов (система голографической визуализации, мобильный 3D-куб и др.) используются в комплексном решении КРОК для информационного моделирования в области промышленного и гражданского строительства (Building Information Modeling, BIM). Оно включает в себя инструменты для проектирования строительных и инженерных объектов, автоматизации управления строительной техникой для контроля качества и точности выполнения строительных работ, контроля и управления процессами на этапе эксплуатации и пр. Единое информационное пространство охватывает весь жизненный цикл объекта строительства, включая предпроектную подготовку со сбором исходных данных и бюджетированием, проектирование, строительство и эксплуатацию готового объекта. А комплекс 3D-визуализации позволяет детально изучить и скорректировать проект, провести демонстрацию в реальных масштабах, сэкономив время и бюджет на изготовление уменьшенной модели. В результате заказчик может повысить производительность строительных работ в 1,5-2 раза. В частности, похожее решение используется для координации действия всех подрядчиков при строительстве британского метро CrossRail. А в России с его помощью сейчас проектируются масштабные дорожные развязки и инженерные сооружения в Казани и других регионах. BIM сегодня — это самая актуальная тема в российской строительной отрасли, т.к. Правительство утвердило план повсеместного внедрения этой технологии в течение ближайших лет. Мы со своей стороны отмечаем интерес профессионального сообщества к курсу по BIM в нашем учебном центре.

DA!: Не меньший интерес вызывает ваш Центр 3D-решений. Что послужило толчком для его создания? Кто руководит центром? Какие разделы и направления в нем представлены? Кто является посетителями вашего центра?
П.П.:
Центр 3D-решений в КРОК появился в апреле 2014 года. Развернуть столь масштабную демонстрационную площадку, вложив значительные инвестиции, мы решили, естественно, после анализа перспектив технологии. Ориентировались на опыт западных стран, от которых Россия, как известно, отстает в технологическом плане на 3-5 лет. Там виртуальная реальность уже активно используется не первый год. Технологии применяют в своей деятельности, в частности, такие известные корпорации, как Boeing, Bombardier, AtlasCopco, BP, ExxonMobile, SaudiAramco, Suzuki, Siemens, GEHealthcare и многие другие. При внедрении аппаратных решений Центра выбирали среди наиболее известных производителей. В начале развития демоцентра предлагали к ознакомлению оборудование EonReality, затем расширили количество систем других производителей. Как уже было сказано, сегодня в Центре 3D-решений КРОК порядка 20 различных систем, помогающих решать бизнес-задачи наших заказчиков. Я осуществляю общее руководство Центром, в части совершенствования технологической базы мне помогает Александр Леус, директор по развитию. Наша команда сегодня включает в себя 12 экспертов, которые в том числе проводят экскурсии для существующих и потенциальных заказчиков. С момента создания Центра 3D-решений таких экскурсий было не менее пятисот. Нас посетило несколько тысяч человек из образовательной, нефтегазовой, энергетической, строительной отраслей.

DA!:
Знаем, что в вашем Центре есть Школа разработки 3D-контента. Кто в ней учится и чему в ней обучают?
П.П.:
Школа разработки 3D-контента — это неотъемлемая часть Центра 3D-решений КРОК. Мы запустили ее фактически параллельно с созданием демоцентра и лаборатории. Уже выпущено два курса инженеров, занимающихся контентом для систем виртуальной реальности. Наиболее талантливых мы трудоустроили в КРОК. Школа разработки 3D-контента на самом деле открывает большие перспективы перед выпускниками вузов и желающими совершенствовать свои навыки в области моделлинга. Людей с подобными знаниями и опытом в России можно по пальцам насчитать. Учитывая рост популярности технологии, проблем с дальнейшей карьерой у наших выпускников быть не должно.

В школе 3D-решений обучение длится 10 месяцев, оно проводится как на коммерческой, так и на бесплатной основе (по результатам конкурса, который учитывает, в том числе, умение абитуриента работать с наиболее распространенными программами проектирования). Набор традиционно проходит осенью. Преподавание частично ведется на английском языке с привлечением иностранных экспертов, что обязательно нужно учитывать всем потенциальным студентам. Более подробную информацию о программе и условиях зачисления можно найти на сайте (Cсылка —>). Для заказчиков у нас есть укороченные курсы, по итогам которых они смогут без привлечения сторонних подрядчиков самостоятельно работать с технологиями виртуальной реальности и разрабатывать собственный 3D-контент.

При использовании материалов статьи, пожалуйста, указывайте ссылку на источник: dafest.ru

Comments are closed.