Архитектурная инфографика “Приразломной”

Проект интерактивной карты платформы “Приразломная” был выполнен специалистами Лаборатории дизайна НИУ ВШЭ в 2014 году. Однако, инфографика – еще только развивающийся в нашей стране способ презентации информации, и его возможности для презентации архитектурных объектов всегда актуальны.

Лаборатория дизайна — арт-бюро при Школе дизайна НИУ ВШЭ, которое занимается коммерческими проектами любой степени сложности. Команда лаборатории состоит из профессионалов индустрии, понимающих значение визуальной коммуникации для бизнеса. В числе приоритетных направлений Лаборатории дизайна — музейное проектирование, территориальный брендинг, проекты в сфере образования.
Интерактивная карта платформы «Приразломная» для компании «Газпром нефть» стала частью масштабного проекта по освещению процесса экономического освоения Арктики, реализованного ИД «КоммерсантЪ» совместно со специалистами Лаборатории дизайна. Был выполнен огромный объем работ на стыке медиа, дизайна и информационных технологий — легко ориентируясь в простом и понятном интерфейсе можно получить исчерпывающую информацию о техническом устройстве платформы и совершить виртуальное путешествие в далекую Арктику.
На вопросы DA!Fest отвечал Алексей Новичков.

Алексей Новичков
 — графический дизайнер, ведущий преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ и сотрудник Лаборатории дизайна, ведущий дизайнер коммуникаций компании «Яндекс», эксперт в области инфографики и независимый консультант. Сотрудничал, как дизайнер, с журналами «Русский Репортёр», «Вокруг Света», «Сноб», «Артхроника», «ADWEEK» (США) и др. В 2011-2014 занимал должность заместителя руководителя студии инфографики «РИА Новости».

DA!: Алексей, можете ли вы дать текущую оценку российской отрасли инфографики? Насколько она развита, востребована заказчиками, хорошо и точно решает поставленные перед ней задачи? А также о ее популярности и восприимчивости для потенциальной аудитории?

А.Н.: Инфографика востребована, но развита на среднем уровне. Существует несколько крупных игроков в Москве и Санкт-Петербурге, стабильно производящих качественный продукт. С ними конкурируют небольшие студии, где инфографика — одна из многих услуг. Также, существует ряд заметных фрилансеров, чьи работы регулярно радуют глаз.

После того, как инфографика из образовательного и просветительского инструмента стала частью рекламных и агитационных производственных процессов, к сожалению, всё больше стало появляться примеров формально решённых оформительских задач: публикация статистики или инструкций сопровождается некачественными изображениями и посредственной типографикой. Тем не менее, даже некачественный продукт пользуется популярностью из-за потребности аудитории обучаться и удовлетворять любопытство.

DA!: Есть ли какая-то специфика в создании инфографики для объектов архитектуры?

А.Н.: Конечно. В первую очередь, это высокий уровень подготовки специалистов, которые могут создавать качественную техническую иллюстрацию или визуализацию, также это навыки работать в прикладных компьютерных программах. Нужно понимать специфику и контента, и аудитории.

DA!: Насколько скорость подачи информации влияет на ее восприимчивость зрителем? Другими словами, какая инфографика лучше работает – статичная, или интерактивная/динамичная?

Интерактивная инфографика помогает воспринять сложную информацию, которая имеет несколько слоёв сложности восприятия. Через интригу и геймификацию можно упаковать в порции трудные для понимания данные, не вываливая на зрителя всю комплексность содержания сообщения. По эффективности интерактивная инфографика спорит с анимационной, однако, нельзя забывать, что это дорогостоящие производственные процессы, где очень многое невозможно. Например, корректировка содержания в процессе работы может здорово повлиять на сроки сдачи публикации. Многие типы коммуникаций не возможны без оперативности и постоянных корректировок в процессе производства. Тогда статичная инфографика на базе заготовленных шаблонов, подходит лучше всего.

DA!: Насколько специфичным оказался проект платформы “Приразломная” для вашей Лаборатории по сравнению с предыдущими работами?

А.Н.: Лаборатория специализируется на самом широком спектре услуг, поэтому к подобному заказу мы были готовы. До этого инфографика регулярно появлялась в других продуктах студии — в корпоративных презентациях, годовых отчётах. Иллюстрация была сделана нашим педагогом и сотрудником лаборатории Романом Вороновским в штатном режиме. Так что работа не была специфичной.

DA!: Почему выбор исполнителя для этого проекта остановился на вашей Лаборатории?

А.Н.: Мы были первыми, к кому обратился ИД «Коммерсантъ», и мы сразу нашли общее представление о конечном результате и этапах производства. Основным фактором, думаю, был чёткое понимание конечного результата и согласие в части сроков с обеих сторон.

DA!: Для каких целей создавалась данная презентация? Кто ее основной пользователь?

А.Н.: Основная цель — в увлекательной форме преподнести редакционный материал ИД «КоммерсантЪ». Журналисты сняли серию интервью про специалистов Приразломной, а интерактивная схема призвана была заинтриговать зрителя и приглашала совершить интерактивное путешествие по основным локациям, где были сняты ролики. Думаю, проект был интересен самой широкой аудитории, учитывая медийную шумиху, вокруг этого проекта Газпрома.

DA!: Рисунок самих конструкций платформы создавался на основе 3D-модели? Вообще, с какими исходными материалами чаще всего работают создатели инфографики?

А.Н.: В “Приразломной” мы не использовали трёхмерную модель. Изображение сделано на основе фотографий с вертолёта. Но лично я считаю, что трёхмерное моделирование имеет большие преимущества перед двухмерной векторной графикой. Всегда можно поменять ракурс, настройки текстур или рендера. В нашем случае, по понятным причинам, у нас не было ни исходников, ни чертежей, ни времени на детальное моделирование. К прорисовке Роман приступил только после тщательной проверки и согласования ракурса изображения.

DA!: Можно ли было в данном проекте обойтись без использования видеороликов, то есть решить все только за счет применения инфографики? Или же ролики уже существовали на начальном этапе работы над проектом и были пожеланием заказчика?

А.Н.: Ролики являются уникальной и важной частью проекта. Без живых людей и атмосферы, которую ролики передают, этот проект был бы пуст и неполноценен.

DA!: Решила ли презентация поставленные перед ней задачи? Есть ли какая-нибудь статистика или обратная связь? Вообще, существуют ли способы оценки эффективности подобных проектов?

А.Н.: Думаю, пока рано говорить о возможных способах оценки эффективности подобных проектов. Эффективность коммуникации можно оценить, только статистически, опрашивая пользователей, проводя тесты фиксации траектории движения взгляда. Для выводов нужен большой статистический материал. Я думаю, с развитием технологий дополненной реальности, инструменты анализа движений глаз и регистрации физиологической реакции пользователя на изображения станут более доступными, и мы сможем проводить такие исследование ещё на этапе производства.

Смотреть блок инфографики платформы “Приразломная”.

Comments are closed.